- Чтобы определить, можно ли считать систему отсчета, связанную с автомобилем, инерциальной, нужно вспомнить, что инерциальная система отсчета — это система, в которой тело, на которое не действуют внешние силы или действуют такие силы, что их равнодействующая равна нулю, движется равномерно и прямолинейно или покоится.
Рассмотрим каждый вариант:
а) Автомобиль движется равномерно и прямолинейно, спускаясь с горы.
Несмотря на то, что автомобиль движется равномерно и прямолинейно, на него действует сила тяжести, которая компенсируется компонентой нормальной силы. В данной ситуации автомобиль движется под действием силы тяжести, и если учитывать, что силы сбалансированы и движение равномерное, то систему можно считать инерциальной.
б) Автомобиль движется ускоренно по горизонтальному шоссе.
В данном случае автомобиль движется с ускорением, следовательно, на него действует некоторая сила (например, сила тяги двигателя). В такой ситуации систему отсчета, связанную с автомобилем, нельзя считать инерциальной, так как присутствует ускорение.
в) Автомобиль движется равномерно по извилистому шоссе.
При движении по извилистому пути автомобиль совершает криволинейное движение, что означает наличие центростремительного ускорения. Следовательно, система отсчета, связанная с автомобилем, не является инерциальной.
г) Автомобиль движется ускоренно, спускаясь с горы.
В этом случае автомобиль движется с ускорением под действием силы тяжести и других сил (например, силы тяги двигателя). В такой ситуации систему отсчета, связанную с автомобилем, нельзя считать инерциальной, так как присутствует ускорение.
Вывод: Систему отсчета, связанную с автомобилем, можно считать инерциальной только в случае (а) — при условии, что силы сбалансированы и движение равномерное.
- Для определения коэффициента трения между шайбой и плоскостью, воспользуемся вторым законом Ньютона и стандартной формулой трения.
Запишем второй закон Ньютона для шайбы:
[ F_{\text{тр}} = ma ]
где ( F_{\text{тр}} ) — сила трения, ( m ) — масса шайбы, ( a ) — ускорение шайбы.
Сила трения также выражается через коэффициент трения и нормальную силу:
[ F_{\text{тр}} = \mu mg ]
где ( \mu ) — коэффициент трения, ( g ) — ускорение свободного падения (приблизительно 9.81 м/с²).
Приравниваем выражения для силы трения:
[ \mu mg = ma ]
Сокращаем массу ( m ) (поскольку она не равна нулю) и получаем:
[ \mu g = a ]
Отсюда находим коэффициент трения:
[ \mu = \frac{a}{g} ]
Подставим известные значения:
[ \mu = \frac{3 \, \text{м/с²}}{9.81 \, \text{м/с²}} \approx 0.306 ]
Таким образом, ближайший ответ — это:
в) 0,3.