Для решения этой задачи нужно использовать физические законы, связанные с движением по окружности и трением.
Когда автомобиль проходит закругление радиусом ( R ), на него действует центростремительное ускорение, которое удерживает автомобиль на кривой траектории. Это ускорение обеспечивается силой трения между шинами и дорогой.
Центростремительное ускорение ( a_c ) выражается формулой:
[ a_c = \frac{v^2}{R}, ]
где ( v ) — скорость автомобиля, а ( R ) — радиус закругления.
Сначала переведем скорость из километров в час в метры в секунду:
[ v = 108 \, \text{км/ч} = \frac{108 \times 1000}{3600} \, \text{м/с} = 30 \, \text{м/с}. ]
Теперь подставим значения в формулу для центростремительного ускорения:
[ a_c = \frac{30^2}{200} = \frac{900}{200} = 4.5 \, \text{м/с}^2. ]
Центростремительное ускорение создается силой трения, которая равна произведению массы автомобиля ( m ), ускорения ( a_c ) и коэффициента трения ( \mu ):
[ F_{\text{трения}} = \mu \cdot m \cdot g, ]
где ( g ) — ускорение свободного падения (( g \approx 9.81 \, \text{м/с}^2 )).
Для равенства силы трения и необходимой центростремительной силы:
[ \mu \cdot m \cdot g = m \cdot a_c. ]
Здесь масса автомобиля ( m ) сокращается, и мы получаем:
[ \mu \cdot g = a_c. ]
Отсюда находим коэффициент трения ( \mu ):
[ \mu = \frac{a_c}{g} = \frac{4.5}{9.81}. ]
Вычислим значение:
[ \mu \approx 0.459. ]
Таким образом, минимальный коэффициент трения скольжения между шинами автомобиля и асфальтом должен быть приблизительно 0.459, чтобы автомобиль мог безопасно пройти закругление радиусом 200 м при скорости 108 км/ч.